Эффективный тайм-менеджмент начинается с нотариуса

20 тысяч рублей, как минимум 1 сутки и немало нервных клеток — сэкономил бизнесмен из Москвы, который вместо командировки в Салехард оперативно передал оригиналы документов контрагенту через ближайшего нотариуса. На визит в нотариальную контору он потратил не больше получаса и около 1500 рублей.

В пересчете на всех россиян, которые в течение первого полугодия 2022 воспользовались той же услугой (так называемой «нотариальной телепортацией» документов) и с учетом того, что даже «самая быстрая-ультра-экспресс-доставка» документов по России занимает не менее 1 рабочего дня, — это суммарно свыше 7 тысяч лет, которые удалось сэкономить и не тратить на бессмысленные ожидания.

Или вот еще один пример эффективного тайм-менеджмента с привлечением нотариуса: как минимум 560 тысяч человек с января по июль 2022 года смогли каждый сэкономить около недели за счет того, что предпочли оформлять сделку с жильем нотариально. Всё вместе — это более 10,7 тысяч лет, которые не были переведены «в режим ожидания». По итогам прошлого года людей, которые доверяют сделки с жильем нотариусам и тем самым очевидно ценят свое время, было более 1,2 миллионов.

Значительно сэкономить время за счет обращения к нотариусу россиянам удается уже давно, прежде всего, благодаря активному внедрению цифровых технологий в работу нотариата. Без «цифровой» составляющей сегодня невозможно представить практически ни одно нотариальное действие. При этом наиболее наглядно преимущества «цифры» в части оптимизации и ускорения всех процедур видны на примере сложных многоэтапных нотариальных действий. Например, таких как удостоверение сделок по отчуждению недвижимости.

Как раз здесь применяется так называемый принцип «одного окна» — когда нотариальная контора становится для заявителя фактически единственным местом, которое он должен посетить, чтобы уладить все вопросы по сделке. Благодаря подключению ЕИС к системе межведомственного электронного взаимодействия каждый нотариус запрашивает необходимые для проверки сведения электронно, не покидая рабочего места. В число «цифровых» поставщиков данных для нотариата входит Росреестр, Федеральная налоговая служба, МВД, органы ЗАГС, Центробанк, Центральный каталог кредитных историй и ряд других ведомств и организаций. На практике запросы в необходимые реестры в большинстве случаев направляются еще до визита сторон сделки в нотариальную контору и ответы по цифровым каналам приходят быстро — как правило, в течение одного дня. В результате, от момента первого контакта с выбранным нотариусом до непосредственного визита в контору и удостоверения сделки проходит минимум времени.

Немаловажно и то, что оперативный обмен сведениями напрямую с профильным ведомством, в том числе, гарантирует их достоверность на момент оформления сделки. Этот фактор приобретает особую актуальность в свете недавных изменений в порядке доступа к данным ЕГРН, которые ввел законодатель. Как только ограничения по доступу третьих лиц к сведениям ЕГРН вступят в силу, получить точную информацию о том или ином объекте имущества и его собственнике проще и быстрее всего будет именно через нотариуса.

На вышесказанном сокращение временных издержек у участников нотариальной сделки не заканчивается. Весомый «бонус» сделки в нотариальной форме — возможность переложить на плечи нотариуса и вопрос регистрации права собственности. По закону он сам направляет все необходимые документы в Росреестр в электронном виде непосредственно в день удостоверения сделки. На работу самого регистратора в этом случае отводится 1 рабочий день. В итоге, поставить точку в деле приобретения новой жилплощади покупатель сможет уже через пару календарных дней после подписания договора купли-продажи. Для сравнения — в случае с подачей документов через МФЦ процедура регистрации занимает до девяти рабочих дней.

Значительно сэкономить время при сделках помогает и недавно появившийся в практике нотариусов дистанционный формат. Прежде всего, сохранить уйму времени благодаря нему теперь могут те, кто планирует подписать тот или иной договор с контрагентом из другого города. Если раньше необходимо было искать время для встречи в одной точке либо рисковать, делегируя полномочия по заключению сделки поверенному, сегодня каждой из сторон достаточно лишь выбрать удобную для себя нотариальную контору. Участники сделки приходят к выбранным нотариусам в разных городах в одно время, и уже сами нотариусы связываются между собой и проводят сделку буквально в режиме видеоконференции. Как итог — обеим сторонам максимально удобно, их временные издержки минимальны, и при этом каждый получает традиционный набор правовых гарантий, которые подразумевает нотариальная форма сделки.

Кстати, принцип «одного окна» активно применяется нотариусами, и когда к ним приходят представители корпоративной сферы. Так, еще в прошлом году на законодательном уровне был оптимизирован процесс регистрации юрлиц и ИП через нотариуса. С тех пор каждый, кто пришел к нотариусу за свидетельствованием подписи на документах для налоговой, автоматически решает вопрос и по дальнейшему взаимодействию с регистратором. Этим занимается, опять же по электронным каналам, сам нотариус — без каких-либо запросов и доплат. Тратить время и деньги не придется и на приобретение личной ЭЦП — когда есть нотариус, наличие такой подписи не требуется. В итоге, готовые документы заявитель сможет получить уже через три рабочих дня — либо на свою электронную почту, либо в кабинете нотариуса, который при необходимости тут же переведет их в бумажным вид.

Отдельно стоит сказать и про стремительно набирающее популярность нотариальное действие по переводу документов из бумажного вида в электронный (либо наоборот) с сохранением их юридической силы. Как раз о нем шла речь в самом начале статьи — там оно упоминалось как нотариальная «телепортация». Именно такое, закрепившееся в народе, название этого действия максимально точно отражает скорость, с которой удается решать вопросы тем, кто обратился за срочной передачей документов на дальние расстояния к нотариусу. Все, что требуется от заявителя, — это предъявить нотариусу оригинал документа, который ждут где-то далеко. Нотариус переведет его в цифровой вид, удостоверит своей особой электронной подписью и, если нужно, сразу же направит файл в удобную для адресата нотариальную контору. Уже там документу смогут вновь придать привычный бумажный вид и выдать его на руки получателю. Весь процесс вполне может уложиться в один час времени с учетом перемещений до ближайших нотариальных контор. А это значит — не сорвется сделка из-за отсутствия какой-то одной «бумажки», вовремя будет пролонгирован контракт с бизнес-партнером, ребенок без проблем уедет в путешествие в сопровождении любимой бабушки и т.д.

Только за прошедшие полгода в нотариальные конторы страны за этим действием обратились почти 2,6 млн раз. Сколько времени смог сэкономить каждый из заявителей — остается только догадываться.

Кстати, рассуждая об экономии времени, нельзя не брать в расчет и потенциальные затраты, которые мог бы понести человек в будущем, если бы, к примеру, с его сделкой что-то пошло не так. Любое судебное разбирательство отнимает массу времени и сил, а как раз обращение к нотариусу — это один из наиболее верных способов его избежать. Нотариальное удостоверение гарантирует законность, правомочность и безопасность сделки, минимизирует риски нарушения чьих-либо прав и, как следствие, защищает договор от оспаривания. Если избежать суда не удалось, важно помнить, что любой документ с печатью нотариуса обладает повышенной доказательственной силой, а значит, является для суда своего рода «знаком качества». Как результат, добросовестный гражданин, вооруженный нотариальным актом, имеет высочайшие шансы на скорейшую «победу» в споре и защиту своих прав.

Источник: https://22.notariat.ru/ru-ru/news/effektivnyj-tajm-menedzhment-nachinaetsya-s-notariusa-2207